вторник, 11 сентября 2012 г.

Ойва Тойкка. "Хороший вкус — это очень опасно"




Его талант многогранен (стекло, керамика, текстиль, театральные декорации, преподавание), награды - многочисленны (среди них - Кaj Frank Prize), суждения - неожиданны и не всегда политкорректны. Посвятив почти 40 лет жизни работе на крупнейшие фабрики Скандинавии (IITTALA, Hackman Designor Oy Ab), профессор Ойва Тойкка считает, что развитие дизайна определяют маленькие фирмы


oiva-logo

Ойва Тойкка – один из самых известных дизайнеров-стеклодувов в Финляндии. Его многогранный,  насыщенный образами стиль является прекрасным примером скандинавского дизайна. Тойкка сотрудничал с компаниями из разных стран и получил множество международных наград, среди которых Lunning Prize, Pro Finlandia Medal, World Glass Now 85 Award, Kaj Franck Design Prize и Prince Eugen Medal.



oiva3
Ойва Тойкка родился в Карелии 1931 году. Сначала он работал с керамикой, а позже стал экспериментировать и со стеклом. В период с 1960 до 1963 Тойкка работал учителем в школе в Лапландии, а позже был принят на работу на фабрику Nuutajärvi. Ойва Тойкка также работал декоратором и костюмером, сотрудничал с режиссером Лизбет Ландефорт и Национальной оперой в Финляндии.
oivo1
Некоторые его коллекции текстиля были выпущены финским брендом Marimekko. Многие свои известные проекты, в частности, аксессуары из стекла, он реализовал при сотрудничестве с финской  компанией Iittala. Коллекция стеклянных птичек для Ittala, впервые выпущенная в 1973 году, быстро стала популярна и принесла успех дизайнеру. Идеи для создания образов птиц  дизайнер находил в природе или выдумывал сам.
oivo
Джек Доусон, изучавший творчество Тойкки, рассматривает его в контексте всех современных тенденций и уверенно противопоставляет его классическому скандинавскому дизайну с его утонченностью и минимализмом.  Сам Тойкка говорит, что предпочитает эстетику прошлого, и считает, что барокко – самое точное определение его стиля.
oiva4

oivo2


Почему Вы решили стать дизайнером?

 - Не то чтобы я много думал об этом... Так получилось. Я собирался стать художником. Потом по воле случая попал в отделение керамики. У меня была прекрасная возможность делать самые разные вещи. Стекло, керамика, театральный и графический дизайн - я работал практически во всех областях. Пожалуй, кроме живописи. Живопись - единственное, чем я почти не занимался...

S: Вы могли бы определить свою философию дизайна? 

 - Не могу сказать, что знаю ее точно. Я не так теоретичен. Я очень открыт. В зависимости от ситуации я легко меняю свою философию.

S: Кому из дизайнеров Вы отдаете предпочтение?

 - Самый великий создатель - Бог. У него хороший вкус. Он создал куб, шар и цилиндр... Он мой любимый. Но, конечно, Кай Фрэнк очень важен для меня. Когда-то мы работали вместе. Он был выдающимся дизайнером.

S: Ваша коллекция стеклянных птиц считается одной из самых известных в мире. Откуда этот мотив?

 - Птицы - типичный сюжет для стекла. Многие художники делали птиц. Правда, я сделал их немного больше, чем другие.
Когда мы только начали производить птиц, это было дорого. Но в результате сработало. Сейчас это очень большой бизнес. Как мне кажется, птицы очень индивидуальны. Каждый раз я придумываю новую забавную идею, применяю различные техники, цвета...

S: Вы долгое время преподавали дизайн...

 - Я преподавал в Швеции. Чудесное было время. Замечательные студенты. В основном красивые юные девушки. И, кроме того, талантливые. Мне нравилось преподавать им. Я ставил перед студентами проблемы - они должны были их решать. Это очень хорошо работало.

S: Как Вы оцениваете развитие скандинавского дизайна в настоящее время?

 - Я думаю, возможности скандинавского дизайна заложены в нем самом. Сейчас преобладают большие фирмы. Дизайн становится теоретичным по ощущению. Задачи ставятся так: сейчас нам нужно это, потом - то. Мне кажется, такой подход губит вдохновение. Должны существовать маленькие фабрики. Должны быть люди, которые пойдут против хорошего вкуса.
Хороший вкус - это очень, очень опасно в художественном смысле. Тут неоткуда появляться новым идеям. Некоторые дизайны должны быть глупыми. Если этого не будет, если дизайнеры будут уверены в том, что они все знают, - они не будут знать ничего. Хорошо, когда появляются вопросы, над которыми снова и снова станут задумываться: возможно ли это? Глупые вопросы. Иначе окажется, что все - только черное и белое. Что, конечно, безопасно и красиво, но это только один угол зрения на дизайн. Меня восхищают обычные люди. Они любят яркие цвета, разные (не только красивые) вещи. Я ничего не имею против красивого дизайна, но должны быть и другие ощущения.





 









источники 
http://www.design-boom.ru
http://www.salon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий