воскресенье, 3 октября 2010 г.

Подводные камни фриланса. Как избежать конфликта с заказчиком

Заказчик и исполнитель. Эти жители разных планет годами, если не веками, пытаются гармонизировать процесс общения между собой. К сожалению, удается это не всем и не всегда. Особенно тяжело приходится людям творческих профессий, например, дизайнерам. Как избежать конфликтов и получить отличный результат?


О творчестве и прагматизме

Никто не поспорит с тем, что творческая работа — самая трудная. А порой еще и неблагодарная. Нередко в общении дизайнера и клиента дело доходит и до взаимных упреков. Заказчик обвиняет дизайнера в непрофессионализме и просит немедленно внести изменения в проект. Художник же всегда недоволен правками и считает, что они портят его работу, порой даже обвиняет заказчика в отсутствии компетенции и художественного вкуса. В итоге клиент теряет время и нервничает, а дизайнеру достаются долгие изнурительные правки, переделки, коррекции, существенно изменяющие дизайн. Подобные примеры неделового общения встречаются все реже, однако до сих пор имеют место быть в открытой или завуалированной форме. О том, как избежать подобных конфликтов, рассказывает Василий Пирогов — ведущий арт-директор одноименной студии «Бюро Пирогова».

Кто виноват?

Много было прений на эту тему. Винили все и вся, включая неудачное положение звезд, погоду и осеннюю депрессию. Но виноватым в большинстве случаев все равно оказывается дизайнер, потому что…
Каждый проект создается не случайно. Не бывает такого, чтобы ранним утром на кого-нибудь снизошло озарение, и он сразу же отправился на поиски создателей сайта. Любой заказчик в первую очередь преследует свои цели, которые формируются со временем. И если дизайнер не сумел понять, чего хочет его клиент или самовольно дополнил заказ своими идеями, то в этом только его вина. Проще говоря, проблема возникает тогда, когда проект не соответствует представлению заказчика. В некоторых случаях это происходит из-за большого количества промежуточных звеньев (арт-директоров, менеджеров), которые по-своему трактуют исходный материал.
Но чаще всего это происходит из-за большой любви художников к своей работе. У каждого хорошего дизайнера есть портфолио, которое он показывает потенциальным работодателям и с помощью которого получает новые заказы. И порой даже больше, чем вознаграждение, дизайнера интересует одно обстоятельство — чтобы очередная работа украшала его портфолио. Дизайнер заботится о зрелищности проекта, о том, чтобы он был выполнен «нестандартно», «в свежем стиле». В результате окончательный вариант проекта зачастую очень сильно разнится с представлением заказчика об идеале. И выполняются совсем не те задачи, которые ставились изначально.
Хорошему дизайнеру гораздо интереснее экспериментировать со стилями, наводить художественный беспорядок в чреве сайта, нежели создавать банальный, нужный заказчику продукт. Винить его в этом нельзя, равно как и любого представителя творческой профессии.
Поначалу кажется, что эксперименты — это нормальный творческий процесс, и он не имеет серьезных последствий. Но основная проблема в том, что дизайнер оказывается некомпетентен в области работы заказчика. Он не может определить, какой нюанс поможет заказчику в достижении своих целей, а какой, наоборот, навредит. Он понятия не имеет, что легкое изменение стиля, придание ему оттенка «светлого детства» и теплых эмоций может, например, сильно подорвать деловую репутацию компании.

Случай из практики

Некий веб-дизайнер получил крупный заказ. Нужно было разработать солидный сайт для известного завода алкогольной продукции. Интернет-портал должен был не только демонстрировать продукцию предприятия, сколько показать всю серьезность и солидность завода, поскольку одной из целей создания сайта было привлечение инвесторов. Естественно, рисовать сайт завода — не самое интересное занятие, и дизайнер решил разнообразить визуальное оформление портала, добавить «изюминку». Он поэкспериментировал с продукцией и нашел интересные фотографии оригинальных бутылок. Далее, взяв за основу эти фотографии, он оформил сайт, и получилось очень интересное цветовое и графическое решение. Однако во время всех этих экспериментов ему даже не пришло в голову, что эти бутылки, будучи не заводской упаковкой, могут вводить в заблуждение посетителей сайта.
Через некоторое время пришел ответ от клиента: «Добрый день. Дизайн неплох. Уберите бутылки, и будем показывать руководству».

Что делать?

Как в этой ситуации быть дизайнеру? Можно, конечно, рисовать стандартно, не пытаясь находить какие-то новые решения. Но далеко не всегда это наилучший вариант. Или же можно рисковать своей прибылью и прибылью заказчика и фантазировать, делая замысловатые «па» пером на холсте будущего сайта.
Наилучший метод таков: чтобы новый дизайн не свалился заказчику, как снег на голову, нужно предварительно утверждать все «дизайнерские изюминки». Например, заранее оповестить владельца банка о намерении добавить в дизайн «очень солнечного настроения». Собственник, как правило, отлично разбирается в имидже своей организации и может подсказать, что пойдет ей на пользу. Конечно, промежуточные зарисовки, которые не поймет никто, кроме дизайнера, показывать все же не стоит, но о новых идеях сообщать заказчику нужно.
Устраивайте заказчику как можно меньше сюрпризов. Вряд ли кому-то будет приятно после наркоза в стоматологическом кабинете обнаружить пломбу цвета вишневого перламутра с надписью «Designed by Vova».
источник - www.rabota.ru
еще о дизайне - www.pawelldesign.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий